Параметры государственного долга Белгородской области полностью соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ

Специалисты управления государственного долга департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области разъясняют, что утверждаемые и исполняемые параметры областного бюджета Белгородской области полностью соответствуют действующему законодательству и не превышают нормативы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе и по долговым обязательствам.

17 Декабря 2014

Специалисты управления государственного долга департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области разъясняют, что утверждаемые и исполняемые параметры областного бюджета Белгородской области полностью соответствуют действующему законодательству и не превышают нормативы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе и по долговым обязательствам. Так, статьёй 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объём государственного долга субъектов Российской Федерации может превысить ограничения на сумму бюджетных кредитов, привлечённых из федерального бюджета.

Объём государственного долга Белгородской области на 1 января 2014 года составил 42,8 млрд рублей или 110% в фактических доходах областного бюджета без учёта безвозмездных поступлений за 2013 год, при предельном ограничении 115% для Белгородской области, рассчитанном в соответствии с вышеназванной статьёй Бюджетного кодекса Российской Федерации. Объём долга без учёта бюджетных кредитов из федерального бюджета составил 94%.

Следует отметить, что тема высокой долговой нагрузки в сложных макроэкономических условиях является особо острой для бюджетов большинства субъектов Российской Федерации. При этом рост долга - не прихоть регионов, а влияние серьёзных внешних причин падения собственной доходной базы и необходимость выполнения объективно увеличенных расходов социальной направленности.

Причинами стагнации доходов конкретно для нашего региона являются негативная динамика поступления налога на прибыль основных налогоплательщиков – организаций горно-металлургического комплекса и создание института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). За последние 5 лет потери Белгородской области по налогу на прибыль составили половину годового объёма налоговых платежей бюджета области.

В этих условиях для решения проблем сбалансированности бюджета регион был вынужден привлекать заёмные средства. С 2008 года государственные заимствования выросли в 5 раз, утратили свою инвестиционную направленность и полностью использовались в целях финансирования дефицита бюджета.

Вместе с тем, ситуация с долговой нагрузкой Белгородской области не является критичной, так как в структуре долга более 40% занимают государственные гарантии (условные обязательства), которые были предоставлены на поддержку инвестиционных проектов и по которым фактические выплаты из бюджета отсутствуют.

На прямые обязательства бюджета, то есть государственные заимствования, приходится 54% в объёме долга или 59% в доходах областного бюджета без учёта безвозмездных поступлений. В том же диапазоне от 50 до 60% по государственным заимствованиям вместе с Белгородской областью по итогам 2013 года находятся 13 регионов.

В диапазоне от 60 до 90% удельный вес прямого долга в доходах бюджета без учёта безвозмездных поступлений по итогам 2013 года имеют 24 субъекта Российской Федерации, а свыше 90% – 7 регионов.

Белгородской областью утверждён план сокращения государственного долга, включающий комплекс мероприятий, в том числе по повышению доходной части бюджета и оптимизации расходов. По оценке исполнения бюджета 2014 года долг по государственным гарантиям области уменьшится на 3,4 млрд рублей по сравнению с показателем на 1 января 2014 года (на 1 ноября 2014 года снижение долга по гарантиям составило 2,5 млрд рублей). Также из утверждённой программы заимствований фактический объем привлечения заёмных средств на финансирование дефицита бюджета снижен на 2,5 млрд рублей.

Таким образом, в сложившихся непростых макроэкономических условиях долг Белгородской области по итогам 2014 года ожидается в сумме 41,8 млрд рублей, что на 1 млрд рублей меньше показателя 2013 года.