О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Специалисты казначейского управления регионального департамента финансов и бюджетной политики разъясняют, что с 1 июля 2014 года, в связи с вступлением в законную силу ст.35 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон №44-ФЗ), для участников данных правоотношений предусматривается возможность банковского сопровождения заключенных контрактов. В соответствии с  ч. 26 ст. 34 Закона № 44-ФЗ данное условие должно будет включаться в контракт в определенных законом случаях.

29 Сентября 2014

Специалисты казначейского управления регионального департамента финансов и бюджетной политики разъясняют, что с 1 июля 2014 года, в связи с вступлением в законную силу ст.35 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон №44-ФЗ), для участников данных правоотношений предусматривается возможность банковского сопровождения заключенных контрактов. В соответствии с ч. 26 ст. 34 Закона № 44-ФЗ данное условие должно будет включаться в контракт в определенных законом случаях.

Под банковским сопровождением контракта понимается проведение банком контроля и мониторинга расчетов поставщика и всех привлекаемых в ходе исполнения контракта субподрядчиков, соисполнителей, а также доведение результатов этого контроля и мониторинга до сведения заказчика.

Введение требования о проведении банковского сопровождения государственного (муниципального) контракта направлено на стимулирование выполнения исполнителем обязательств по государственному (муниципальному) контракту путем проведения мониторинга реализации инвестиционного проекта, обеспечение прозрачности исполнения государственного (муниципального) контракта с использованием механизма представления банками отчетности об осуществлении операций со средствами, отражаемыми на счетах исполнителя.

При осуществлении банковского сопровождения расчеты в рамках исполнения контракта всеми участниками - подрядчиками и субподрядчиками любого уровня должны осуществляться на счетах, открываемых в одном банке. Это позволит вести обособленный учет по всем операциям кассовых поступлений и кассовых выплат, необходимым при исполнении соответствующего контракта, и тем самым идентифицировать средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы в оплату контрактов.

Привлечение банков для оказания услуг по банковскому сопровождению государственных (муниципальных) контрактов дает возможность государственному (муниципальному) заказчику оценить возможные риски, связанные с исполнением государственного (муниципального) контракта. Кроме того, система банковского сопровождения государственных (муниципальных) контрактов применяется в рамках организации эффективной системы проектного управления, позволяющей хозяйствующему субъекту оценить возможные риски, связанные с осуществлением им своей хозяйственной деятельности.

Статьей 35 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Кроме того, Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов.

Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке. Таким образом, участникам и государственным заказчикам, при заключении контрактов (договоров), следует предусматривать условия о банковском сопровождении контракта и включать его в контракт, что позволит применение названных мер к процессу финансового обеспечения исполнения государственных контрактов позволяет сократить предоставление бюджетных средств в неподтвержденном объеме, организует оперативное, стабильное и обоснованное прохождение платежей в рамках исполнения государственных контрактов, а также снижает риски неисполнения контрактов.