Комиссия за страхование жизни и здоровья заемщиков

Специалисты управления государственного долга регионального департамента финансов и бюджетной политики разъясняют, что борьба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Роспотребнадзора с навязыванием банками комиссий за страхование жизни и здоровья заемщиков идет давно, но пока без видимых успехов.

6 Июня 2014

Специалисты управления государственного долга регионального департамента финансов и бюджетной политики разъясняют, что борьба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Роспотребнадзора с навязыванием банками комиссий за страхование жизни и здоровья заемщиков идет давно, но пока без видимых успехов.

Территориальные управления Роспотребнадзора начали представлять отчеты по итогам 2013 года. В ряде регионов количество жалоб на банки удвоилось, среди наиболее частых отмечается неправомерное навязывание им страховых услуг при получении кредитов. Услуга страхования в документах многих банков носит добровольный характер, хотя на самом деле ни один банк своих заемщиков не спрашивает о желании страховать свою жизнь и здоровье, просто передает документы и указывает, где заемщикам ставить подписи. А с отказавшимися страховаться банки просто не заключают договоры.

Бороться с проблемой пыталась и ФАС (в основном речь шла об ограничении банками круга страховщиков). Сами же банки не намерены отказаться от страхования заемщиков, несмотря на претензии, т.к. они защищаются от угрозы невыплат и получают дополнительный доход в виде комиссий, в несколько раз превышающих страховые взносы.

Помочь заемщикам оказались способны налоговики, увидев в договорах коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков одного из банков страхование его предпринимательских рисков. Федеральная налоговая служба (ФНС) выступает с претензией к Высшему арбитражному суду против коллективного личного страхования, и если суд поддержит налоговиков, банкам придется заключать индивидуальные договоры, обеспечив большую осведомленность заемщиков об условиях и тарифах.