Департамент имущественных и земельных отношений информирует

О мерах ответственности за неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения

28 Декабря 2015 12:37

Проблемам юридической ответственности за нарушения требований законодательства в сфере ненадлежащего использования земельных участков, основным видом разрешенного использования которых предусматривается строительство зданий и сооружений, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, в средствах массовой информации уделяется достаточное внимание. Но вопросы правовой ответственности за неиспользование или неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения освещены в недостаточной степени. Между тем, эти правонарушения наносят непоправимый вред земельным ресурсам региона.

По информации управления Россельхознадзора по Белгородской области в текущем году на территории области проведено 496 проверок земельного законодательства, по итогам которых выявлено 126 нарушений на общую площадь 34 тыс. га. В результате принятия соответствующих мер реагирования в бюджетную систему области от уплаты соответствующих административных штрафов за совершенные нарушения требований по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения взыскано 1 505,3 тыс. рублей.

Кроме того, в послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года Владимир Путин заявил, что следует изымать у недобросовестных владельцев неиспользуемые земли сельхозназначения и передавать их тем, кто хочет и может их обрабатывать.

Разъяснением норм законодательства об ответственности и неотвратимости наложения взысканий за нарушения нормативных правовых актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, должна достигаться основная цель - обеспечение рационального использования земель в Белгородской области. В связи с этим, данная статья посвящена мерам ответственности за неисполнение требований законодательства по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения.

Действующее правовое регулирование порядка использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения направлено прежде всего на обеспечение рационального и эффективное использование земельных ресурсов, поддержание стабильности и упорядоченности земельных отношений. При этом основания для привлечения нарушителей к административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории Белгородской области, указаны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, законе Белгородской области от 4 июля 2002 года №35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области" и иных специальных нормативных правовых актах.

Следует отметить, что наложение в отношении нарушителей земельного законодательства штрафных санкций – не сама цель. Данные меры, прежде всего, служат побуждению правообладателей земельных участков к устранению правонарушений в сфере использования и охраны земель, вовлечению сельскохозяйственных угодий в эффективный и рациональных хозяйственный оборот, а также предназначены для предупреждения аналогичных нарушений в будущем.

Вместе с тем, применение мер административной ответственности к нарушителям земельного законодательства является первоочередным элементов системы мер по понуждению правообладателей земельных участков к использованию принадлежащих сельскохозяйственных угодий способами, соответствующими нормам, регулирующим оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно федеральному законодательству квалификация состава земельных нарушений, связанных с ненадлежащим использованием земель сельскохозяйственного назначения, подразделяется на:

  • самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
  • порча земель (статья 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
  • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
  • использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом, наложение штрафов и других взысканий за указанные нарушения не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда.

На сегодняшний день в денежном выражении административные взыскания по основным административным нарушениям в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения определены следующим образом:

  • за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности: на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей;
  • за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель: на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей;
  • за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы: на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При этом, при внесении изменений в действующее нормативное правовое регулирование наблюдаются тенденции к увеличению мер финансовой ответственности к нарушителям земельного законодательства.

Действующим законодательством в качестве иной специальной правовой меры, применяемой за совершение правонарушений в области использования и охраны земель, предусмотрено принудительное изъятие в судебном порядке земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых или используемых с грубыми нарушениями установленных правил рационального использования земель. Основной целью принудительного изъятия у недобросовестных правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является перевод указанных земельных участков в государственную собственность для дальнейшего предоставления более эффективному хозяйствующему субъекту. В отличие от административной ответственности данные меры применяются к правонарушителям, допускающим систематическое нарушение правил использования земель или, если эти нарушения настолько изменили состояние использование земель, что обычными мерами административного воздействия трудно устранить данные правонарушения.

Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения подлежит изъятию в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года №369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации".

Кроме того, принудительному прекращению подлежат права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, используемые с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года №612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 года №736 "О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли".

Иной специальной мерой по перераспределению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения является процедура оформления невостребованных земельных долей, которые граждане в течение трех и более лет подряд не передали в аренду или не распорядились ею иным образом. Так, согласно статье 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" по указанным выше основаниям в случае не востребования собственниками своих земельных долей орган местного самоуправления поселения или городского округа вправе выйти с иском в суд о признании таких земельных долей в муниципальную собственность.

Кроме того, в необходимых случаях при наличии неоспоримых фактов грубого нарушения требований по использованию и охране земель, повлекших в следствие ненадлежащего использования земельных участков значительных ущерб окружающей среде, должностные лица уполномоченных органов вправе обращаться в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации за помощью в привлечении к административной или уголовной ответственности таких нарушителей земельного законодательства.

Вместе с тем, многие специалисты в сфере земельного законодательства, основываясь на сложившейся соответствующей практике, приходят к выводу, что ужесточение административных наказаний само по себе без комплекса иных специальных мер не снижает количество нарушений в сфере использования земель.

В связи с этим, помимо применения мер юридической ответственности профилактики указанных правонарушений служит планомерная организационно-разъяснительная работа, проводимая специалистами органов местного самоуправления по месту расположения земельных участков при участии представителей департамента имущественных и земельных отношений области и АО "Белгородская ипотечная корпорация" с гражданами-собственниками земельных участков, расположенных в пригородных зонах, для их вовлечения на взаимовыгодных условиях в градостроительную деятельности. Целью данной работы является перевод принадлежащих гражданам или юридическим лицам своих неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для развития индивидуального жилищного строительства, в собственность АО "Белгородская ипотечная корпорация" с последующим предоставлением на компенсационной основе в сформированном массиве по месту расположения исходных сельскохозяйственных угодий земельного участка в составе категории "земли населенных пунктов" с установленным видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Указанные мероприятия положительно воспринимаются всеми участниками сделки, так как данный обмен земельными участками ведет к значительной капитализации объектов недвижимого имущества, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, и одновременно позволяет планировать на перспективу рациональное и эффективное развитие программы ИЖС.

Согласно действующему нормативного правовому регулированию земли сельскохозяйственного назначения, как первоочередное средство сельскохозяйственного производства и основа жизнедеятельности человека, должны не просто использоваться, а использоваться рационально и эффективно. Распределение сельскохозяйственных угодий между правообладателями должно зависеть от способности гражданина или юридического лица к их должному использованию. В условиях рыночной экономики, когда каждый субъект земельных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, соответствующий законодательству вариант поведения, осмысление правообладателями земельных участков значимости исполнения требований по надлежащему использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения играет существенную роль в вопросах сохранения земельных ресурсов.

Всеобщее и постоянное использование правообладателями принадлежащих земель сельскохозяйственного назначения разрешенными и поддерживаемыми государством способами является частью публичных интересов общества, основой продовольственной безопасности страны.